
ГОТОВЬ ЛЫЖИ ЛЕТОМ...
Лев Киносян
Было дело - задумал я как-то полетать на лыжах. Дело в том, что
зимой у нас снега бывает.
Когда-то ма летали на колесах зимой на аэродроме "Тушино", потому,
что там расчищами полосу и мы могли этим пользоваться. К сожалению
ситуация изменилась, когда ДОСААФовский аэродром стал называть себя
гордо: "Аэропорт Тушино". Соответственно изменилось и отношение к
мелкой (читай-ненужной) авиации. К ней стали относиться как к большой с
соответствующими финансовыми требованиями.
Вобщем вопрос встал: или жди лета или лыжи.
Первым делом стал искать кто делает лыжи, чтобы их купить и не
ломать голову, тем более наверняка и опытом могут поделиться.
Проведенный маркетинг показал, что есть лыжи стоимостью от 200
(казанские - Юра Феоктистов) до 500 (Никитин) долларов. Я не хочу
упомянать здесь нескольких кустарных изготовителей. Выбор пал на
казанские лыжи б/у, которые мне милостиво продал Юра Шевченко за
150 $.
Эти лыжи (длина 800 мм) меют стеклопластиковый верх и дюралевый низ
(приклепано). Шевченко (надо отдать должное) предупредил, что они
"фиговые, но летать можно". Большого значения первому я не придал, т.к.
для меня важнее было второе.
После установки и испытаний на замешем озере (где снег тонкий) мы (я
и Дима Генкин) поехали в боевые условия - в поля. Снегу было по колено.
По глупости сразу же собрали с крылом (испытано-же). Ситуация нас не
порадовала еще на рулении: капот на скорости 7-8 км/ч. Аппарат глубоко
проваливался в снег (особо сексуально при ветре), а круто загнутый
насок передней лыжи изображал из себя бульдозер.
Мы догадались - снег надо укатывать!
После ремонта аппарата поехали снова. Снег помог укатать снегоход
"Yamaha".
Слетали по два раза в одноместном варианте. При попытке взлететь
вдвоем, после обезвешивания передней лыжи (ручка была отдана) начало
уносить с накатаной дорожки на целину. Там-то все и произошло. Поломано
было и крыло, и телега, и винт, и лыжи, которые оказались довольно-таки
прочными.
Короче это заставило серьезней задуматься над тем, что к чему.
Хорошо, никто не пострадал.
Я начал изучать опыт других людей, историю (аэросани) и т.п.
Результатом исследований явились чертежи лыж, по которым был сделан
опытный экземпляр.
К полетам и испытаниям относились теперь более трепетно: ломать
больше ничего не хотелось. Но на удивление эти лыжи не только заставили
поверить в безопасность полетов на лыжах, но даже прийти к выводу, что
лыжи - наиболее безопасный способ взлета и посадки, прощающий многие
ошибки при взлете и приземлении даже начинающих пилотов!
Более того, взлет и посадка на целину со 120 килограммовым пассажиром в
зимней аммуниции, полностью убедили меня в возможности не только
приземлится на ЛЮБОМ поле, но ВЗЛЕТЕТЬ с него! Не хочу говорить о том,
что зимний пейзаж представляет собой исключительно заснеженные поля.
При полетах на лыжах я испытал дополнительный кайф - возможность
сесть где хочешь и взлететь от туда. Нечто подобное есть на поплавках,
но там это ограничивается только водной гладью. На лыжах ограничений
почти нет. Даже колдобистые поля выравнены снегом и представляют собой
ровные аэродромы, не говоря уже о водоемах.
Конструкция лыж представляет собой этакую полуразрезанную трубу,
сваренную из материала Д1Т. Длина 1500 мм, ширина 230 мм, высота до оси
80 мм. Большой радиус носка и правильная центровка позволяют лыже не
замечать препятствий в виде небольших бугров (например следа от
снегохода, лыжни). Пониженный по отношению к колесам центр тяжести (на
120 мм) увеличивает устойчивость аппарата. Вес лыжи - 5кг.
Проведен весь комплекс испытаний при различных состояниях снега и
даже на мерзлом грунте. Глубина погружеия в снег при полностью
загруженном двухместном мотодельтаплане составляет 6-7 см.
Стоимость комплекта из трех лыж - 140 $.

