Выставка "Миниавиа"

Киносян Л.

Модель махолётаС 16 по 19 апреля 2002 года в Москве прошла выставка «Миниавиа». Эта первая выставка в серии задуманных организаторами – компанией «Мир-экспо». Подавляющее большинство участников выставки – различные журналы и газеты (АОН, «Самолёт», Авиапрофиль», «Воздушный флот», «Техника молодёжи» и другие). Хотя были представлены и такие гиганты авиапрома, как «Улан-уденский авиазавод», нижегородский авиазавод «Сокол», ФГУП ПО «Полёт» г. Омск и несколько более мелких предприятий.

Основная часть экспозиции выставки – это плакаты, модели, видео ролики. Из реальных предметов было представлено два объекта. Первый – модель махолёта из Питера, которая могла вполне серьёзно махать крыльями, производя желаемый эффект на посетителей. Второй объект – реальный и единственный летательный аппарат в полноразмерном варианте, который был единственной звездой этой выставки – это мотодельтаплан нового поколения «Фрегат» с крылом «Атлет», созданный творческим объединением «Воздушный мост».

ФрегатПочему нового поколения?

Во-первых, установлен четырёхцилиндровый, четырёхтактный двигатель «Сузуки», мощностью 76 л.с., что обеспечивает большую надёжность по сравнению с двухтактными двигателями, меньший расход топлива. И что не менее важно обеспечивает крайне низкую себестоимость лётного часа. Только прямые расходы на масло и бензин в 2,5 раза ниже, чем на двигателе Ротакс 503 или 582.

FregatВо-вторых, установленное крыло «Атлет» позволяет эксплуатировать аппарат с рабочим взлётным весом 500 кг - это два человека по 100 кг + 100 кг груза или в трёхместном варианте. При этом вполне можно летать в одноместном варианте, поскольку лётные характеристики крыла, в том числе и по управляемости, не меняются от загрузки в пределах 500 кг.

В третьих, на борту аппарата установлено принципиально новое бортовое оборудование на микропроцессорах, что позволяет эффективно контролировать параметры полёта, работу двигателя, топливную систему.

FregatВ четвёртых, мототележка «Фрегат», давно зарекомендовавшая себя, как прочная, надёжная и ресурсная позволяет воспринимать указанные выше нагрузки без каких либо последствий.

В совокупности можно сказать, что аппарат, над которым работали около двух лет, оказался удачным, поскольку состоит из качественных составляющих, а применённые новые решения прошли необходимые эксплутационные испытания с отличной оценкой.

Поэтому золотая медаль выставки и диплом воспринимались как должное за труд и энтузиазм, который был проявлен на всех этапах работы над аппаратом.

Планируется участие этого аппарата в открытом Чемпионате Москвы и области в период с 1 по 5 мая 2002 года.

Серийное производство планируется начать с середины мая 2002 года.

Fregat

За время проведения выставки было два семинара на животрепещущие темы, на которых выступали представители ГСГА и Генштаба ВС России. Первый семинар: «Допуск к эксплуатации, регистрация и поддержание лётной годности воздушных судов авиации общего назначения» ничего принципиально нового не принёс. Основные надежды в этой сфере относятся к документам, которые были переданы на согласование с Главкосмосом полгода назад. Но до сих пор назад не вернулись (а воз и ныне там), поэтому обсуждать того, чего нет, было как-то несерьёзно. Хотя, как утверждается, если эти документы будут приняты, то всем станет легче, всем станет веселей. Должны будут, как грибы повылазить сертификационные центры и уж они наладят всю работу по регистрации и допуску к полётам воздушных судов АОН.

Второй семинар: «Совершенствование организации использования воздушного пространства и правил полётов на высотах ниже нижнего эшелона для полётов авиации общего назначения» был более активным, поскольку все уже натерпелись. На этом семинаре выступали представители Генштаба, которые занимаются разработкой правил использования воздушного пространства. Это добавляло определённой пикантности. Суть выступления по бумажке даже не улеглась в голове, зато та дискуссия, которая развернулась позже, оголила интересы и летающих и тех, кто придумывает для них правила. Если говорить кратко, то по мнению военных, понятием «специальная зона» существующее в федеральных авиационных правилах полётов, на практике пользоваться не получится для осуществления полётов без заявок, т.е. в свободном режиме. Да и сам вопрос создания этих зон кроме как в самих правилах не прописан и никаких инструкций по ним нет. Соответственно за два с половиной года действия этих правил не было создано ни одной такой зоны, что само за себя говорит. Оттолкнувшись от этого посыла, неофициально было предложено рассмотреть возможность определения воздушного пространства ниже нижнего эшелона как зону «по классификации ICAO, т.е. полёты без заявки в информационном неконтролируемом воздушном пространстве. Более того, со стороны военных пришла еще одна «крамольная» мысль – отдать руководство и организацию деятельности в пространстве ниже нижнего эшелона в руки гражданского ведомства, ибо у военных нет ни сил ни средств его контролировать и управлять им.

Участники конференцииВообще, присутствуя на этом семинаре можно было ощутить себя в машине времени, которая закинула, эдак, годков на 15 вперед и с удовольствием вкушать возможность - сел в свой аппарат и полётел, куда тебе надо без всяких там…

По этому поводу и по поводу безпасности полётов очень интересное сравнение было представлено пилотом мотодельтаплана из Воронежа: « На автомобильной трассе несётся куча автомобилей со встречной скоростью порядка 200 км/ч, разделённые узкой полоской. А я могу взлететь с утра и до вечера не увидеть в небе ни одного летательного аппарата! Так чем же управлять и что регулировать?!».

Хотелось бы, чтобы все-таки через 15 лет можно было бы, подняв голову вверх, увидеть не один аппарат и пожелать Вам друзья дожить до этих светлых дней!!!

На главную страницу


Лев Киносян:  lev-kinosyan@mtu-net.ru

Сайт управляется системой uCoz