В данной статье приведены определения СЛА (УЛМ), которые используются во Франции и международной организацией ФАИ. Вторая часть статьи посвящена обслуживанию моторного СЛА, как оно регламенируется французской фирмой-производителем СЛА "Космос". Вопрос ресурса СЛА сейчас стоит не на последнем месте и французы предлагают свое решение этого вопроса через сеть своих дилеров. Материалы этой статьи переведены и любезно предоставлены Андреем Кареткиным.


Определение УЛМ

(ультралегкого летательного аппарата, СЛА по нашему)

ФАИ: УЛМ - аппарат компактный, экономичный, для внеаэродромного использования.

- максимальный взлетный вес 1-местн. до 300 кг 2-местн. до 450 кг

- минимальная полетная скорость не выше 65 км/час

Франция: УЛМ - моторизированный аппарат, который удовлетворяет следующим условиям:

- площадь несущей поверхности не менее 10 кв. м.;

- удельная нагрузка (пустого л.а.) не более 10 кг/м.кв.

- масса пустого л.а. мене-равно: 150 кг - одноместный, 175 кг - двухместный.

Категории УЛМ: ( 3 категории )

- парамотор ( УЛМ, обеспечивающий старт с ног );

- УЛМ, имеющий балансирное управление;

-УЛМ, имеющие аэродинамическое управление по 2-м или 3-м осям.

УЛМ (ультралегкие летательные аппараты) не подлежат какой-либо сертификации, но подвергаются регистрации посредством системы карт-идентификации, выдаваемых Отделами авиации, которым делегированы соответствующие права Префектурами. Карты идентификации выдаются по запросут владельцев УЛМ.

Частные конструкторы, равно как и конструкторы фирм, обязаны иметь Техническое досье на конкретный УЛМ, форма которого установлена Положением ( Установлением ) от 17 июня 1986 г., касающегося выдачи разрешений на выполнение полетов УЛМ. Форма досье отработана недавно в Главном Бюро авиации SFACT совместно с авиационными отделами, определяющих порядок регистрации от 31.12.94г. N 7401 для индивидуальных УЛМ.

Положение (Установление) 1995-SFACT

/Главное авиационное бюро/


Выдержки из формуляра УЛМ фирмы "Космос"

1-5я страница: следует перечисление 28 адресов филиалов фирмы "Космос", обеспечивающих ремонт, обслуживание УЛМ во Франции.

Внимание!

Ваш летательный аппарат является ультралегким моторизованным аппаратом, удовлетворяющим требованиям правил от 17.06.96 г. Речь не идёт об авиационной сертификации и обязательном периодическом контроле. Двигатель заведомо предполагается подвержен отказам. Чтобы избежать дорогостоящей процедуры сертификации ( и не очень нужной…) "Космос" разработал систему превентивного технического обслуживания, приведенного в таблице, которое необходимо каждому УЛМ для его безотказного функционирования.

В случае поломки мотора:

Согласно инструкций УЛМ, пилот всегда должен быть в готовности выполнить маневр на посадку для избежания происшествия при отказе двигателя. Изготовитель УЛМ не несет ответственности и гарантии в отношении конструкции, пассажиров и третьих лиц в случае случайной вынужденной посадки.  Отказ (поломка ) двигателя является принимаемой во внимание случайностью заведомо предполагаемой, но это обратная сторона высокой степени простоты и низкой стоимости УЛМ в сравнении с классическим летательным аппаратом.

Календарь технического обслуживания

Чтобы обеспечить долгий срок службы Вашего УЛМ "Космос" разработал соответствующую программу его обслуживания. Очень важно скурпулёзно выполнять все указанные операции, которые гарантируют лучшие качества Вашего УЛМ и не вынуждают Вас искать неисправности случайным образом. В случаях интенсивной эксплуатации, эксплуатации в районах с высоким ультрафиолетовым излучением, брызг соленой воды, необходимо увеличить частоту контроля конструкции крыла и моторного модуля. Болтовые соединения, фиксируемые при помощи специального клея, при повторном соединении нуждаются в установке самоконтрящихся гаек с нейлоновой фиброй.

Осмотр крыла

Как всякая механическая конструкция Ваше крыло подвергается нагрузкам, вибрации, ультрафиолетовому излучению в процессе эксплуатации. С целью очевидных мер безопасности надлежит поддерживать в исправности и заменять отдельные части (детали) до того, как они выработают свой предельный срок до разрушения. Мы советуем следующий порядок технического обслуживания, который, впрочем, является только рекомендуемым и не может ни в коем случае вызывать аппеляцию к ответственности "Космоса".

Каждые 50 часов:

-  заменить шнурки натяжения лат;

- заменить каучуковые шайбы на ручке управления, защищающие нижние тросовые узлы;

- полная проверка крыла с его разборкой и детальный контроль;

все детали, подвергшиеся коррозии, механическим повреждениям, должны быть заменены;

проверить прямолинейность труб каркаса;

состояние тросов: никаких обрывов нитей, изломов; коуши и детали тросовой системы должны быть в хорошем состоянии;

- проверить парус:

задняя кромка центральной части до последней латы после анти-типика не должны иметь порывов, надрывов, пр.

узлы крепления купола на консолях;

если крыло часто и долго находится на солнце, эксплуатируется в высокогорье, проверяйте начиная с первого года свой купол тэст-методом ( контрольный лоскут пришит на верхней поверхности купола у киля;

Результат тэст-метода должен быть обязательно отражен в формуляре УЛМ на соответствующей странице.

Парус должен быть заменен в случае:

прочность на разрыв уменьшилась ниже допустимого;

          прочность ниточного шва уменьшилась ниже допустимого;

повреждения не подлежащие ремонту.

Каждые 3 года:

I. Заменить все троса;

2. Заменить весь крепеж (болты);

3. Генеральная проверка крыла на фирме "Космос" либо на его полномочном филиале.

Обязательная проверка УЛМ через 10 часов налета (рекомендуется каждые 10 часов последующего налета )

Основной (общий) осмотр:

- общее состояние;

- воздушный фильтр;

- топливный фильтр;

- узел соединения /подвески/ крыла;

- синхронизация работы карбюраторов;

- зарядка аккумулятора;

- давление воздуха в переднем пневматике ( 2 бар ) ;

-           -"-                  в задних пневматиках ( 1,7 бар);

- проверка балансировки воздушного винта;

- регулировка тормозного усилия тормоза;

- протянуть выпускной коллектор;

- протянуть головки цилиндров; (М6:1кгм; М8:2,4кгм; М10:4кгм)

- проверить крепление карбюраторов и глушителя шума впуска;

- осмотр свечей, регулировка зазора между электродами, в случае неисправности свечи заменить. На моторах с дублированным зажиганием замену свечей каждого цилиндра производить попарно;

- замена масла в редукторе (SАЕ 90). Максимальный уровень масла контролировать через боковое болтовое отверстие.

Специальный контроль:

Для моторов с жидкостным охлаждением:

- крепление, отсутствие течи по разъему водяной помпы;

- визуально проверить уровень масла при раздельной смазке;

- протянуть цилиндры;

- уровень масла смазки золотникового газораспределения/водяной помпы;

- уровень охлаждающей жидкости ( тип до -30 ) радиатора радиатора должен быть посреди емкости расширительного (перепускного) бачка;

Для моторов с воздушным охлаждением:

контроль состояния и натяжение ремня вентилятора;

Обязательная проверка через 50 часов налета ( рекомендуется каждые 50 часов налета в последующем )

Контроль:

           общее состояние;

узел соединения крыла и мототележки;

синхронизация карбюраторов;

зарядка аккумулятора;

давление воздуха в переднем пневматике ( 2 бар );

               -"-              в задних пневматиках ( 1,7 бар );

давление в пневмоамортизаторах задних стоек шасси ( 30 бар);

балансировка воздушного винта;

замер статической тяги;

регулировка тормоза;

протяжка выпускного коллектора;

протяжка крепления карбюраторов и глушителя шума впуска;

свечи: регулировка зазора и замена в случае неисправностей;

Очистка от нагара:

днище поршня;

головка цилиндра ( с последующей протяжкой );

канавки поршневых колец на поршне;

Смазка:

подшипники осей колес;

управление газом (трос боудена);

Замена:

масло редуктора (SАЕ 90 ) с контролем уровня через боковое болтовое отверстие;

фильтр топливный;

фильтр воздушный;

болты крепления воздушного винта;

дюриты системы охлаждения;

          резиновые амортизаторы моторной рамы, радиатора, выпускного патрубка;

          прокладки оси опоры тормоза;

соединения, разобранные в ходе очистки, протянуть после 10 час наработки ( цилиндры, головки цилиндров);

Контроль обязательный через 100 часов налета ( рекомендуется каждые последующие 100 ч )

Контроль:

ревизия крыла: замена крепежа, тросов, контроль материала и швов;

общее состояние;

узел соединения крыла и мототележки;

синхронизация карбюраторов;

выпускные клапаны ( окна?..);

зарядка аккумулятора;

свечи;

давление воздуха в переднем и задних пневматиках;

балансировка воздушного винта;

давление в пневмоамортизаторах задних стоек шасси;

замер статической тяги;

очистка от грязи и пыли тормозного устройства;

протяжка выпускного коллектора;

протяжка крепления карбюраторов и глушителя впуска;

 

Очистка от нагара:

          днище поршня;

головки цилиндров ( с последующей протяжкой );

канавки поршневых колец поршня;

Смазка:

подшипники осей колес;

управления газом;

Замена:

          масло в редукторе;

топливный и воздушные фильтры;

болты крепления воздушного винта;

          болт соединения кардана ( узла подвеса крыла?.. );

дюриты системы охлаждения;

прокладки оси опоры тормоза;

амортизаторы резиновые моторной рамы, выпускного патрубка, радиатора;

все соединения, подвергшиеся разборки протянуть через 10 часов;

амортизаторы передней вилки и кардана;

подшипники (пластиковые?..) осей задних колес;

кромки атаки воздушного винта;

прокладки оси вилки переднего колеса;

иглы и жиклеры ( дроссельных карбюраторов );

жидкость охлаждения ( моторы с жидкостным охлаждением );

масло системы смазки золотникового газораспределения и водяной помпы;

Контроль обязательный через 200 час налета. ( рекомендуется каждые 200 последующих часов )

Контроль:

проверка крыла;

общее состояние;

узел соединения подвески крыла к мототележке;

синхронизация карбюраторов;

выпускные клапаны (окна?..);

давление воздуха в пневматиках;

давление в пневмоамортизаторах стоек заднего шасси;

балансировка воздушного винта;

замер статической тяги;

очистка от грязи, пыли тормоза и регулировка усилия торможения;

протяжка выпускного коллектора;

крепления карбюраторов и глушителя впуска;

ведущая шестерня механизма золотникового газораспределения;

          колен, вал: вскрытие и балансировка.

Очистка от нагара:

днище поршня;

головки цилиндров;

канавки поршневых колец ( с последующей протяжкой);

Смазка:

подшипники колес;

управление газом.

Замена:

масло редуктора;

топливный фильтр;

воздушный фильтр;

болты крепления воздушного винта;

болт соединения кардана (подвес);

дюриты системы охлаждения;

топливопроводы;

прокладки оси опоры шасси;

резиновые амортизаторы моторной рамы, выпускного патрубка;

радиатора;

          соединения, подвергшиеся разборке при очистке от нагара протянуть через 10 час: цилиндры и головки цилиндров, соединение мотора и редуктора;

поршневые кольца;

подшипник верхней головки шатуна;

свечные колпачки;

привязные ремни сидений;

весь крепеж мототележки;

детали узла подвески крыло/тележка;

шпильки с шариковыми замками;

троса управления газом;

троса тормоза;

трос механического стартёра;

мембрана выпускного клапана;

пружины соединений глушителя;

амортизаторы передней вилки;

-"-                       кардана;

-"-                       муфты редуктора;

медные подпятники (опоры) осей задних колес;

кромки атаки воздушного винта;

пластиковые шайбы рычагов вилки переднего колеса;

стяжные болты рычагов вилки;

дроссельные иглы и жиклёры карбюраторов;

ремень вентилятора (моторы с воздушным охлаждением);

охлаждающая жидкость (моторы с жидкостным охлаждением);

масло из системы смазки золотникового газораспределения и смазки водяной помпы;

проверка электростартёра.

 

На главную страницу


Лев Киносян - e-mail: lev-kinosyan@mtu-net.ru

Сайт управляется системой uCoz
1