НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ


Лев Киносян

      Хочу немного потратить Вашего  внимания  на особенности  эксплуатации
   двигателей   на    примере     "Rotax-582(532,618)",     как    наиболее
   распространенного.  Но  это не   значит,  что  материалы этой статьи  не
   подходят   для  других    двигателей.   Принципы    работы    одинаковы,
   соответственно  и    основные  моменты  эксплуатации   затронутые  здесь
   применимы.

В 1997 году на сельхозработах на моем аппарате с двигателем "Rotax-532" при заходе на посадку (пилот - Валерий Чуфаров) заглох двигатель. Винт не крутился рукой - клин. Конечно было растройство, не говоря о взятых на себя обязательствах перед колхозниками. При возвращении на свою базу в Москву разобрали двигатель. Причина останова - разрушение нижнего подшипника шатуна. Как выяснилось позднее - довольно частая поломка, связанная с нарушением установленных производителем правил эксплуатации. Возникает это по причине маслянного голодания одного из цилиндров. Если вы хорошо читали инструкцию, то там говорится о синхронизации карбюраторов. Если один карбюратор дает больше смеси, чем другой, то второму целиндру не хватает топливно-маслянной смеси для смазки трущихся частей (в частности нижний подшипник шатуна), происходит перегрев и разрушение. Мой ремонт обошелся в 1500 $. Синхронизировать карбюраторы можно двумя способами: барометрическим и по выхлопным газам. Не буду останавливаться на барометрическом - погрешность его больше. Хочу рассказать о контроле по температуре выхлопных газов. Во первых, в руководстве по эксплуатации оговорено, что разница в температуре двух целиндров не должна превышать 25 градусов, а максимальная температура не должна превышать 625 градусов (! - важно, иначе это прогар поршня). Осталось дело за малым - как это сделать? Для этих целей мы приспособили мультиметр с термопарами. Я был поражен когда увидел как изменяется температура от небольшого поворота регулирующей гайки. Сначала я выставил по бумажке одинаковое положение плунжеров карбюраторов. Затем завел двигатель и каково было мое удивление, когда я увидел что разница достигает 100 градусов! Поворот на треть оборота регулировки позволил ликвидировать разницу. Надо заметить, что выставляя одинаково, с точностью до градуса, все равно есть погрешность измерения, но она не превышает 4 градуса, что лежит в установленных пределах. Рекомендую производить операцию по измерению температуры и регулировке не реже раз в 25 часов, т.е. при замене свечей. Эта регулировка позволит: - развивать Вашему двигателю максимальную мощность, - быть уверенным, что смазка по цилиндрам поступает одинаково и нет опасности “масляного голодания”. - контролировать максимальную температуру выхлопных газов, чтобы не допустить прогара поршня из-за бедной смеси. (Максимальная температура для ROTAX - 625 градусов). Если у вас нет такого прибора, то пишите. Цена комплекта 35 $. Кроме температуры вы сможете измерять напряжение, силу тока, сопротивление. Хочу еще обратить внимание на то, что длина бензопроводов от насоса до карбюраторов тоже должна быть одинакова. Иначе, если будут идти воздушные пробки, то они могут при разной длине шлангов вызвать десинхронизацию в работе карбюраторов (обычно случается при работе на остатках топлива в баке).

Бензонасос и подача топлива. Знаю несколько случаев (один испытал на себе) частичного отказа бензонасоса. Вроде двигатель работает нормально, но иногда на больших оборотах дает перебои. Причина на 90% - бензонасос (если конечно установлены сетчатые фильтры). Работу насоса нарушают мелкие частицы, которые не дают плотно прижиматься клапанам, вследствии чего падает производительность насоса, которая особенно нужна на больших оборотах. Иногда такие перебои приводят к поломке аппарата, потому что нехватка "чуть-чуть" тяги бывает критична. Некоторые для дублирования ставят параллельно бензонасос от печки запорожца, но ведь дело все в грязном бензине и не надо лечить понос горчичниками. Насос "Mikuni", поставляемый с "Rotax" простой и надежный. Его отказ может произойти только по причине неправильной установки или из-за износа пластиковых тарелочек - клапанов. Гораздо чаще он просто засоряется. Для контроля его состояния надо установить датчик давления топлива после бензонасоса. Избыточное давление на средних и больших оборотах должно быть поряда 0.25 атмосферы. Если оно меньше - проверь сначало на засоренность, а уж потом клапана. Если у вас нет такого датчика - пишите. 20 $ и он ваш. Мой совет: пользуйтесь аллюминиевыми или пластиковыми канистрами (стальные дают ржавчину) и только из под или для бензина. Фильтруйте бензин при заливке! Если нет специальных фильтров можно использовать обычные чулки, сложив их в четыре слоя.

Моторесурс. Очень забавная вещь! Все время держишь в голове сколько часов наработал, не забыл ли прибавить заключительный летный день? Когда мне надоело записывать каждый полет, а их в день бывало за 50, то я стал пользоваться условно-приближенным методом по количеству израсходованного бензина, исходя из 15 литров в час. Но где-то в глубине меня грыз червяк. Я мучился и экономил 121 $ - стоимость счетчика моторесурса в "Авиагамме". Пока не нашел наш отечественный аналог с емкостью наработки 9999,9 часов, расчитанный на работу в условиях вибраций. Головная боль прошла. Если вы считаете, что он вам нужен, дайте знать и вы сможете приобрести его за 10 $.
На главную страницу


Лев Киносян - e-mail: lev-kinosyan@mtu-net.ru

Сайт управляется системой uCoz
1